Методы резервирования
В настоящее время в литературе по надежности автоматических :истем управления [15], [16], [32], [37] обстоятельно изложены общие юпросы резервирования автоматических систем и элементов. Чита
телей, подробно интересующихся этой проблемой, мы отсылаем к этой литературе. В данном параграфе будут кратко рассмотрены методы резервирования применительно к бортовой аппаратуре посадочного комплекса.
Резервирование возможно лишь в том случае, если кроме основных элементов, необходимых для выполнения предназначенной функции, имеются избыточные элементы. В конечном счете методы резервирования различаются способом использования этой избыточности. Укажем, что под элементами здесь мы подразумеваем такие части системы автоматического управления, как функциональные блоки (усилитель, датчик сигнала, рулевая машинка и т. п.) и отдельные каналы системы управления. Вопросы резервирования таких элементов, как например конденсаторов, реле, сопротивлений, нами специально не рассматриваются.
Резервирование может быть активным и пассивным. При активном резервировании в случае отказа элемента системы происходит ее перестройка, в результате которой этот элемент отключается. Выше, рассматривая систему автоматического управления, состоящую из п одинаковых автономно работающих каналов, мы полагали, что отключение неисправных каналов не сказывается на качестве стабилизации самолета системой управления. В действительности же такое отключение каналов приводит к исключению из работы части секций управляющей поверхности, что не может не сказаться на качестве стабилизации. Во избежание этого недостатка в процессе перестройки должно осуществляться соответствующее изменение законов управления (переключение передаточных чисел, порций) в исправных каналах. В некоторых типах систем перестройка сводится к отключению отказавшего элемента. Заметим, что на время перестройки работа всей системы может нарушаться.
При пассивном резервировании перестройки системы не происходит и отказавший элемент не отключается. В этом случае может происходить изменение режима работы исправных элементов, которые поддерживают систему в работоспособном состоянии.
В бортовых системах автоматического управления применяется в основном активное^ резервирование.
Пассивное резервирование используется при построении некоторых электронных и релейно-контактных схем внутри функциональных блоков (внутриэлементное резервирование) .
Резервированные системы по способу ‘ включения резерва могут быть разделены на две группы.
По первому способу включения Рис 431 к резервированию из числа п элементов одного назна — замещением
да* |
ис. 4.32. Вероятность безотказной работы основного элемента р0 (0 и двух езервных элементов Ppt(t) и Ppa(t) в зависимости от вида резерва (tlH —момент включения первого резервного элемента)
ения непосредственно в работе участвует только один (рис. 4.31). )стальные п— 1 элементов находятся в резерве. При отказе рабо — ающего элемента он отключается и заменяется одним из резерв- ых и т. д. Этот способ резервирования получил название резерви — ования замещением. Как правило, отключение неисправного подключение резервного элемента производятся автоматически. >днако имеются некоторые устройства, в которых при отказе ра — отающего элемента выдается сигнал отказа, а переключение осу — щствляется вручную. Разумеется, в обоих случаях каждый из лементов должен иметь свой блок контроля. В первом случае при тказе элемента блок контроля должен отключить его и выдать игнал на подключение резервного элемента. Во втором случае лок контроля служит лишь для выдачи сигнала отказа.
По условиям работы элементов, находящихся в резерве, разли — ают нагруженный («горячий») резерв, облегченный («теплый») и енагруженный («холодный»). Резерв называется нагружен — ы м, если резервные элементы находятся в таких же условиях, ак основные (работающие). Вероятность безотказной работы или ероятность отказа элемента, находящегося в резерве, такая же, ак и основного (рис. 4.32, а). Ресурс элемента, находящегося в езерве, расходуется с момента включения всей системы. При ис — ользовании «горячего» резерва перерывы в работе, вызываемые
отказами основных элементов, минимальны. Они определяются временем срабатывания переключающих устройств.
Если условия, в которых находятся резервные элементы, облегчены, по сравнению с условиями основных элементов, резерв является облегченным. Вероятность безотказной работы резервного элемента тем больше отличается от вероятности без — Рис. 4.33. Схема безотказности сн — отказной работы основного эле — стемы с резервированием замещением мента, чем сильнее различаются
условия, в которых они находятся (рис. 4.32, 6). Как и в предыдущем случае, ресурс элемента, находящегося в резерве, расходуется с момента включения всей системы. Однако интенсивность расходования ресурса элемента во время нахождения в резерве значительно меньше, чем во время работы. Благодаря этому при прочих равных условиях система с облегченным резервом, более надежна, чем система с нагруженным резервом. Однако перерывы в работе при отказах основных элементов в системах с облегченным резервом оказываются большими.
Резерв считается ненагруженным, если резервные элементы до включения в работу находятся в выключенном состоянии. В идеализированном случае можно полагать, что ресурс резервных элементов до включения их в работу не расходуется (рис. 4.32; в). Очевидно, что надежность систем с ненагруженным резервом еще выше. Однако перерывы при отказах основных элементов становятся еще большими. Иногда такие перерывы оказываются недопустимо большими.
Очень часто при резервировании замещением в бортовых системах автоматического управления применяется нагруженный или облегченный резерв.
При оценке надежности системы с резервированием замещением необходимо учитывать надежность переключающих устройств. К ним необходимо отнести блоки контроля, выявляющие факт отказа основного элемента, выключатель отказавшего и включатель резервного элементов. Обозначим вероятность безотказной работы функционального элемента рэ, а вероятность безотказной работы переключателя рп. Тогда — структурная схема безотказной системы с резервированием замещением имеет вид, показанный на рис. 4.33. Схема состоит из п каналов (цепей), в каждую из которых включены два звена, характеризуемых вероятностями безотказной работы рэ и ри. Звенья включены последовательно, поскольку для функционирования элемента в системе необходимо одновременное выполнение условий: должен быть исправен сам функциональный
элемент и должен быть исправен переключатель. Вероятность без — этказной работы канала
Рк = РэРт
а вероятность его отказа
ЯК 1 РэРп*
Резервированная система исправно работает, пока исправен хо — гя бы один канал. Следовательно, вероятность отказа резервиро — 5анной замещением системы qc.3 равна произведению вероятностей этказа отдельных каналов
п
Яс’Э — ЯкіЯк2….. Якп — \ Як.’
1=1
Для случая нагруженного резерва <7K1 = <7K2 = … = <7K/I, тогда
Для случая облегченного резерва <7к1><7к2>->?к/1 ■ Значит
п
9с’3обл = П
Отсюда следует
обл
ле рС 5 =1—дс з —вероятность безотказной работы системы с нагру
женным резервом;
Рс. зоб = * —?с. з — вероятность безотказной работы системы с облег-
ченным резервом.
Выигрыш в надежности при использовании облегченного резерва
^.зобл 1
анагр
Теперь познакомимся со вторым способом включения резерва. 3 отличие от резервирования замещением, при котором в каждый ханный момент в работе участвует только один элемент, при этом способе в работе участвуют все исправные в данный момент элементы. Назовем этот способ резервированием с постоянным вклю — іением исправных элементов, или кратко, хотя и не очень точно,— юстоянным резервированием. Подчеркнем разницу между пос — гоянным и пассивным резервированием: при пассивном резервировании включенными в работу могут оказаться не только исправные, но и отказавшие элементы.
Итак, при постоянном резервировании необходимо отключать отказавшие элементы. Это может быть достигнуто двумя методами.
л і Регулятор Сумматору-*- усиления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 4.34. К реализации принципа выбора по большинству
Первый — снабдить каждый элемент блоком контроля. Однако такой путь приводит к серьезному усложнению системы. Как было показано в предыдущем параграфе, блоки контроля с малым порогом срабатывания и с малой вероятностью ложных отключений — это блоки с компараторами, зачастую требующие установки только для целей контроля второго элемента или точного аналога. Поэтому такой метод отключения применяется лишь в тех случаях, когда удается обойтись простыми блоками контроля.
Второй метод основан на использовании принципа выбора по большинству, принципа мажоритарной логики. Суть этого принципа заключается в том, что выходные сигналы (состояния) большинства элементов считаются истинными, поскольку вероятность одновременного отказа двух (или более) элементов значительно меньше, чем одного. Пусть, например, имеется система из трех элементов одинакового назначения.
Если выходной сигнал одного из элементов отличается от двух других, то этот сигцал считается ложным, а элемент, с выхода которого он снимается, — отказавшим.
Рассмотрим систему, построенную на этом принципе (рис. 4.34). Сигналы, снимаемые с выходов функциональных элементов, попарно сравниваются друг с другом на компараторах 1—2, 2—3, 1—3. Порог срабатывания компараторов выбирается заведомо большим, чем разность сигналов исправно работающих функциональных элементов. Сигналы с выхода компаратора, появляющиеся при его срабатывании, подаются на две схемы «И», причем на схему «Иі» подаются сигналы с компараторов 1—2 и 1—3, на схему «Иг» — с компараторов 1—2 и 2—3, на схему «И3» — с компараторов 1—3 и 2—3.
Со схем «И» сигналы снимаются на соответствующие выключали сигналов функциональных элементов, на регулятор усиления і другие потребители.
Допустим, произошел отказ функционального элемента /. Эго іриведет к появлению разности сигналов на входе компараторов ‘—2 и 1—3. Компараторы сработают и выдадут сигналы на все три хемы «И». Однако только «на схему «Иі» поступят два сигнала, іеобходимьіе для ее срабатывания. Схемы «И2» и «И3», на которые юступят только по одному сигналу от компараторов 1—2 и 1—3 юответственно, не сработают. Благодаря этому сигнал на отклю — іение поступит лишь на выключатель функционального элемента I, который отказал.
Если после отказа элемента 1 произойдет отказ любого из двух клавшихся элементов, то это приведет к срабатыванию третьего компаратора 2—3. Сигнал с этого компаратора поступит на схемы <И2» и «И3», на которых уже ранее имелось по одному сигналу. Эбе схемы сработают и отключат оставшиеся элементы, хотя один гз них исправен. Таким образом рассматриваемая схема работает Ю второго отказа и потому является двухотказной.
В схеме (см. рис. 4.34) сигналы с исправных элементов посту — зают на сумматор. Очевидно, что при отказе одного элемента суммарный сигнал уменьшится примерно на одну треть. Для компен — :ации этого уменьшения служит регулятор усиления, который соот — іетственно увеличивает этот сигнал в полтора раза. В некоторых случаях такая регулировка суммарного сигнала может не требо — заться.
В последние годы на гражданских самолетах начали применять гак называемые блоки сравнения гировертикалей. Они предназначены для сравнения между собой сигналов трех гировертикалей, каждая из которых работает на свои потребители. Принципиально :хема блока сравнения гировертикалей отличается от только что рассмотренной отсутствием сумматора и регулятора усиления. Упрощенная схема блока сравнения гировертикалей по одному каналу (тангажа) приведена на рис. 4.35.
Со щеток потенциометров гировертикалей, являющихся в данном случае функциональными элементами, снимаются сигналы, пропорциональные углам тангажа. Пока гировертикали исправны, независимо от эволюций самолета сигналы, снимаемые с потенциометров, равны между собой. Попарное сравнение этих сигналов осуществляется с помощью трех релейных магнитных усилителей 1—2, 2—З, 1—3. Эти усилители срабатывают при превышении разностью сигналов, снимаемых с потенциометров, заданного порога срабатывания.
В блоке сравнения гировертикалей типа БСГ-2П порог срабатывания соответствует расхождению углов, измеряемых гировертикалями, около 4°. Срабатывание каждого из релейных магнитных усилителей приводит к замыканию двух пар контактов, через которые подается питание на обмотки реле PI, Р2, РЗ. Заметим, что
Рис. 4.35. Блок контроля гировертикалей |
каждое из этих реле питается через контакты двух релейных магнитных усилителей. Поэтому для размыкания реле необходимо снять питание по обеим цепям. Благодаря этому реализуется логическая операция «И». При исправной работе гировертикалей обмотки реле находятся подтоком, и через их замыкающие контакты подаются сигналы «Годен».
Допустим, произошел отказ ЦГВ2. Это приведет к срабатыванию релейных магнитных усилителей 1—2 и 2—3. Обесточится обмотка реле Р2, которое и выдает сигнал отказа ЦГВ2.
Принцип действия блока контроля гировертикалей по каналу крена аналогичен. В блоке предусмотрена система тест-контроля, позволяющая проверить его исправность в полете.
В обеих вышерассмотренных схемах (рис. 4.34, 4.35) исправность элементов определялась путем сравнения между собой их выходных сигналов. Этот метод, иногда называемый способом «сличения голосов» или «голосования», не является единственным методом определения исправности элементов. На рис. 4.36 представлена схема, в которой сигналы функциональных элементов сравниваются с сигналом на выходе регулятора усиления:
U р k р Lj с k р
где Uі, ІІ2у и3—сигналы функциональных элементов;
Uс —сигнал на выходе сумматора;
6Р —‘Коэффициент усиления регулятора усиления.
Рис. 4.36. Схема с определением отказавшего элемента методом сравнения выходных сигналов с суммарным сигналом |
Величина коэффициента усиления увеличивается в 1,5 раза при отказе любого элемента. В простейшем случае регулятор усиления представляет собой релейную схему, управляемую сигналами с пороговых блоков.
При срабатывании реле шунтируются гасящие сопротивления в цепи сигнала на выходе сумматора.
Другой метод определения исправности элементов основан на использовании выбирающих устройств (рис. 4.37). Выбирающее устройство[28] из трех входных сигналов непрерывно выбирает и передает сигнал, имеющий промежуточную амплитуду. Наибольший и наименьший сигналы отбрасываются. Поэтому если отказы сопровождаются выдачей больших сигналов или их пропаданием, выбирающее устройство такие сигналы не пропускает.
В работе выбирающего устройства используются логические операции выделения наибольшей и наименьшей из двух или нескольких величин. Вначале рассмотрим схему выделения наименьшей из двух величин, реализованную на диодах (рис. 4.38). Ток через диод Д1 протекает при условии, что Ui<U0Ul а через диод Д2 — при условии, что U2<Uon.
При выполнении обоих условий ток протекает через диод Д1, если С/1<t/2, и через диод Д2, если U2<Uі. В первом случае Uвых — £Л, а во втором — ивых=и2. Схема выделения наименьшей из нескольких величин работает аналогично.
|
|
|
|
|
|
|
|
Теперь рассмотрим схему выделения наибольшей из трех величин (рис. 4.39). При малых входных напряжениях Uu &2 и t/3 диоды Д1, Д2 и ДЗ заперты отрицательным опорным напряжением £/0п. В этом случае t/BbIX=0. При условии U{>U0n, U2>t/on, t/3> >0оп открыт диод, к которому приложено наиболее положительное напряжение. Выходной сигнал равен этому напряжению.
Выбирающее устройство (рис. 4.40) состоит из трех схем выделения наименьшего из двух сигналов: «mini», «шіп2», «тіп3» и одной схемы выделения наибольшего из трех сигналов: «шах». Пусть на вход выбирающего устройства поступают сигналы t/i>t/2>t^3- Тогда во время положительного полупериода на выходе схемы «mini» выделится сигнал t/2, на выходе схем «тіп2» и «тіп3» — сигнал t/з. Из этих трех сигналов, поступивших на вход схемы «шах», наиболее положителен сигнал t/2, который и является выходным сигналом выбирающего устройства. Во время отрицательного полу — периода выходной сигнал схем «mini» и «тіп3» равен Uь а схемы «тіп2»—t/2. Выходной сигнал схемы «тах» во время отрицательного полупериода равен t/2.
Таким образом, через выбирающее устройство во время всего периода проходит сигнал t/2, имеющий промежуточную величину. Рис. 4.41 иллюстрирует выделение выбирающим устройством промежуточного в каждый данный момент напряжения из трех напряжений Uи U2 и t/3, -подаваемых на его вход.
Важнейшим достоинством выбирающего устройства является отсутствие в нем контактных устройств. Таким же достоинством об-
ладает и другое устройство аналогичного назначения, так называемый кворум-элемент (рис. 4.42). Подобно выбирающему устройству, кворум-элемент при больших различиях сигналов Uu U2 и и$ пропускает на выход сигнал промежуточной величины. Однако при небольших расхождениях сигналов Uy U2 и £/3 он работает в режиме осреднения. Выходной сигнал в этом режиме равен среднему арифметическому трех сигналов
ц___ U 4- Ц2 + Цз
“ 3
Наконец, если один из сигналов, например сигнал f/3, отличается эт осредненного сигнала U более чем на некоторую заданную ве
>Д£/), то он отключается. В этом
случае кворум-элемент выдает сигнал, равный среднему арифметическому двух остальных сигналов. В нашем случае
ц_Цу+и2
2
Значение At/, при котором происходит запирание цепи сигнала, считающегося неисправным, устанавливается соответствующим подбором напряжений смещения, подаваемых на диодные мосты. Следует заметить, что принципиально выбирающее устройство также может работать в режиме осреднения сигналов. Для этого необходимо на диоды выбирающего устройства подать соответствующее смещение.
Как видно из предыдущего, в принципах работы и реализации выбирающих устройств и кворум-элементов много общего. Поэтому они могут рассматриваться как разновидности логических избирательных схем, построенных на нелинейных элементах, в данном случае — на полупроводниковых диодах.
Как правило, схемы резервирования, использующие выбирающие устройства, и кворум-элементы совершенно аналогичны. Поэтому схема, показанная на рис. 4.37, будет работоспособной, если выбирающее устройство заменить кворум — элементом. И в том и в другом случае при отказе одного функционального элемента резервированная схема имеет на выходе нормальный сигнал.
Одновременно выдается сигнал об отказе этого функционального элемента.
При возникновении неисправности еще в одном функциональном элементе выдается второй сигнал отказа. Наличие двух любых сигналов отказа приводит к отключению всей системы. Этот вопрос будет подробно рассмотрен несколько позже. Здесь мы лишь укажем, что сигналы отказа проходят через устройство, запоминающее отказ. Например, в схеме, показанной на рис. 4.29, для этой цели установлен триггер Шмитта. Необходимость в памяти на отказ необходима на тот случай, если в системе произойдет второй отказ, похожий на первый. В этом случае сигналы отказавших элементов будут одинаковыми. В соответствии с правилами мажоритарной логики, положенными в основу работы системы, эти два сигнала будут считаться истинными, а сигнал исправного элемента— ложным. Если не предпринять специальные меры, для которых как раз и нужна память на отказ, то это приведет к отключению исправного элемента и выдаче сигнала с отказавших элементов.
Рис. 4.43. Логическая избира-
тельная схема
Итак, только что рассмотренные нами устройства обеспечивают выдачу нормальных сигналов, если исправны по крайней мере два любых элемента из трех. На рис. 4.43 представлена схема, реализующая такую логическую функцию:
Учитывая, что U + U = l9 U2+U2=lf = в соответствии
с правилами алгебры логики запишем
U = UXU, (^3+t/3) + W3(^2 + t/2) + ^3(^l+^l) =
=U£Wb+UlUpz+UlUp% + U&lfl. (4.24)
Логическая функция такого вида реализуется схемой, изображенной на рис. 4.44. Для определения вероятности безотказной работы резервированной системы, т. е. вероятности выдачи сигнала £/, воспользуемся зависимостью (4.24). Будем полагать, что вероятности исправной работы функциональных элементов одинаковы рт = Ри2 = риз = Ра — Тогда вероятность отказа функционального элемента равна (1— рэ). Вероятность безотказной работы системы
Pc^pl + 3pl( — p»)=pl(3 — 2pa). (4.25)
Рис. 4.44. Логическая изби-
рательная схема, реализую-
щая логическую функцию
(4.24)
Пока мы не учитывали надежность переключающего устройства, которым является логическая избирательная схема (выбирающее устройство, кворум-элемент и т. п.). Если надежность переключающего устройства РпфУ то вероятность безотказной работы системы определится зависимостью
Рс = РпРэ(3-2рэ).
Для уменьшения вероятности отказов нз-за переключающих
устройств часто прибегают к их резервированию. Особенно целесообразно это делать в системах с несколькими выходами. На рис. 4.45 в качестве подобного примера показана трехканальная система с тремя кворум-элементами.
Рассмотренный принцип резервирования с использованием логических избирательных схем может быть распространен на системы с большим количеством каналов. В принципе с помощью таких схем на базе малонадежных функциональных элементов может быть построена резервированная система с надежностью, сколь угодно близкой к единице[29]. Разумеется, это достигается за счет сильного усложнения систем.
Тот факт, что благодаря использованию логических избирательных схем при отказах отдельных функциональных элементов выходная информация все же полностью сохраняется, послужил основанием называть такие устройства восстанавливающими органами. Этот термин довольно широко распространен в литературе по надежности автоматических систем управления.
Теперь рассмотрим вопрос обработки информации об отказах функциональных элементов, получаемой от компараторов (см. рис. 4.36 и 4.37). Обычно целью этой обработки является выдача сигналов об отказе одного и двух элементов. Сигнал об отказе одного элемента нужен, чтобы информировать летчика об отсутствии резерва. Сигнал об отказе двух элементов необходим для отключения всей системы. При этом, как правило, нет необходимости сигнализировать, какие именно элементы отказали. Тогда логическая функция для события, заключающегося в отказе одного элемента, имеет вид:
(4.26)
где Ui, и? г Uз — сигналы отказа соответствующих функциональных элементов
1,2 пЗ.
Рис. 4.46. Логическая схема, реали-
зующая логические функции (4.26,
4.27)
Логическая функция для случая отказа двух элементов
0,=UiU2 + UiU* + U2UZ. (4.27)
Функции (4.26 и 4.27) реализуются схемой (рис. 4.46).
По такому же принципу обрабатывается информация об отказах функциональных элементов, когда число последних более трех. Если система состоит, например, из четырех одинаковых элементов, сигнал на отключение системы необходимо выдавать при отказе трех элементов (03). Сигналы отказа одного элемента Oj и двух элементов 02 используются для информации летчика об уменьшении и отсутствии резерва соответственно.
Логические функции:
Ог ~Пг —02 4-£73-j-£74; (4.28)
02 = ихи2+ихиъ + UiUa + Щ7з+V2Ua + UzUa; (4.29)
03 = Uxn2Uz + £^1^2^74 + UxUj)A + U2UzUAy (4.30)
где Uі, ІІ2, Uг, ІД — сигналы отказа соответствующих функциональных элементов, реализуются схемой, представленной на рис. 4.47. Каждой из этих функций соответствует свой выход схемы.